Accueil

 Выставка

Анатолия Зверева и Владимира Яковлева

из частной коллекции Кроника

23 мая 2006 года

 

Анатолий Тимофеевич Зверев  - живописец, график, акварелист, мастер свободной артистической импровизации  родился в 1931 году в Москве. С 1948 по 1950 года посещал худежественно-промышленное училище, затем несколько несколько месяцев учился в Московском областном училище памяти 1905 года, откуда был отчислен с первого курса «из-за внешнего вида». В 1957 году художник участвовал в Третьей выставке молодых художников Москвы и Московской области. В 1958 году на VI Всемирном фестивале Молодежи и студентов знаменитый мексиканский художник Сикейрос присудил Золотую медаль конкурса. Затем последовали выставки в Париже и Женеве, закупки работ "Метрополитен -музеем" в Нью-Йорке, слава свободного художника, отмеченного печатью избранничества, и самого модного портретиста Москвы А.Зверев всегда был человеком, живущим интенсивно до одержимости, незнающим меры не в жизни не в своём искусстве. "Каждый его мазок – наслаждение, – писал о нем Роберт Фальк – Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие..." В кругу шестидесятников А.Зверев – легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге – гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты, его живопись представляет предельно редуцированный вариант реализма, она всегда фигуративна, узнаваема. Экспрессия, чувственность манеры письма являются не помехой прочитыванию сюжета, а лишь эффектным способом его подачи. А. Зверев умер 9 декабря 1986 года от апоплексического удара в своей малогабаритной квартире в Свиблово на 56-м году жизни. Его жизнь стала легендой – образ свободного художника-бродяги как нельзя лучше отвечал духу времени. В среде московской интеллигенции ходило множество баек и притч о жизни скитающегося по Москве от дома к дому художнику. Одно время было очень модно иметь портрет кисти Анатолия Зверева. В интервью, которое художник дал незадолго до смерти фотографу С. Борисову, А.Зверев на вопрос "Как ты жил?" ответил: "Я никогда не жил. Я существовал. Жил я только среди тех, у кого и для кого писал, кто слагал обо мне мифы." Наследие художника огромно, оно рассредоточено по многочисленным частным собраниям как в Москве, так и за рубежом. Впрочем, крупных коллекций произведений Анатолия Зверева не так много. Третьяковская галерея располагает собранием прекрасных рисунков, акварелей и холстов Анатолия Зверева, частично купленных галереей, частично подаренных ей З. П. Поповой, И. А.Кузнецовым и другими благотворителями.

        
 
 

Владимир Яковлев, внук известного русского художника-импрессиониста Михаила Яковлева, родился  15 марта 1934 году в городе Балахне. В юности, в результате сильного нервного стресса  почти полностью потерял зрение. Хотя он и родился в семье с большими культурными традициями, болезненному мальчику было суждено окончить всего четыре класса школы. Интересоваться живописью начал с десяти лет, работая в издательстве «Искусство» курьером, а затем ретушером. На творческую судьбу В.Яковлева повлияла атмосфера Международной выставки на VI Фестивале молодежи и студентов в  1957 году в Москве. Из постоянных посещений выставок у художника возникли дружеские связи с художниками Немухиным, Гробманом, у которых он многому учился. В 1970 году его картины были впервые показаны в Германии на выставке в галерее Бар-Гера /Кельн/. С 1986 года, после смерти родителей, художник постоянно находился в Московском психоневрологическом интернате, где умер в 1998 году. В. Яковлев – представитель московского андеграунда 60-70 –х годов. Официальное советское академическое искусство не признавало Владимира Яковлева, его картины можно было увидеть только на «квартирных» выставках, организованных друзьями художника. Ему  не могли простить «буржуазно-формалистическую» технику пуантилизма – мазки-точки, из которых на полотне собирается цельный образ. Ту самую технику, которой пользовались, например, Сезанн или Синьяк. «Точечные» пейзажи Владимира Яковлева выглядели просто бунтарскими – хрупкие цветы и странные лица, собранные из крошечных мазков, бросали вызов мускулатуре рабочих и крестьян соцреализма. Стили Владимира Яковлева многочисленны, здесь и ташизм, и пуантилизм, и экспрессионизм. Сюжеты всегда варьируются вокруг одних и тех же предметов – абстрактные пятна, иногда портреты, кошки с птицей в зубах и, конечно, цветы, ставшие отличительным знаком художника. Цветы, не встречающиеся в природе, хрупкие и мощные, сочетающие безмятежность и трагизм, они одновременно космичны и пронизаны чисто человеческим лиризмом. Работы В.Яковлева хранятся в крупнейших музейных и частных коллекциях мира.